От велосипеда до суперкара, или что роднит Bugatti Veyron и Skoda Octaviа
Для большинства людей Bugatti Veyron сравни космическому кораблю, в то время как Skoda Octavia (A5) - не больше, чем «рабочая лошадка». Однако мало кто знает, что у них общий отец. И зовут его Йозеф Кабан (Josef Kaban)...
Словак по происхождению закончил Академию изобразительных искусств в Братиславе. Именно его эскиз Bugatti Veyron 16.4В в 1999 году одобрил глава концерна Volkswagen Фердинанд Пьех, уже владея правами на французскую марку Bugatti. И это при том, что Йозефа над разработкой нового суперкара трудились десятки именитых дизайн-ателье! Не удивительно, что будучи достаточно молодым Йозеф Кабан, снискал славу одного из самых талантливых авто-дизайнеров. Еще бы, ведь он не только создал с нуля самую быструю, самую дорогою и самую успешную модель Bugatti, но еще и занимался разработкой дизайна новых моделей Skoda, в числе которых и Octavia A5 - многократный лидер в своем классе на многих рынках, включая Украину.
К слову, Skoda стала популярной в нашей стране не год, не два и даже не тридцать два назад! Согласно историческим данным, представительство чешских автомобилей впервые появилось в Киеве еще в начале ХХ века. Правда, здесь нужно внести поправку. Речь идет о представлении интересов компании «L & K». Что-то знакомое? Для владельцев Шкод - однозначно да. Эта аббревиатура расшифровуется как «Laurin & Clement» и сегодня встречается на самых дорогих версиях автомобилей Skoda. А вот с исторической точки зрения она служит напоминанием о таких важнейших в истории Шкоды персонах, как Vaclav Laurin (Вацлав Лаурин) и Vaclav Klement (Вацлав Клемент). Именно их можно назвать родителями чешского автопроизводителя Skoda. Причем здесь тогда Шкода? А «колеса растут» от фамилии предпринимателя из Плзеня (Plzen) по имени Эмель, который приобрел небольшую мастерскую по производству оборудования для сахарных мельниц, паровых машин и пивоварен. Позднее именно его фирма и «поглотила» компанию Laurin & Klement, но обо всем по порядку...
История Шкоды, как автопроизводителя, берет начало с 1895 года - когда Лаурин и Клемент основали небольшое предприятие по производству и ремонту велосипедов Славия (Slavia). Существует мнение, что идея родилась едва ли не случайно. По слухам, Клемент был заядлым велосипедистом и однажды купил немецкое чудо педальной техники, которое довольно быстро сломалось. Вацлав Клемент отправил запрос на завод с просьбой предоставить нужные запчасти, но там ему ответили, что нужно писать свои пожелания/претензии на немецком языке. Гордый, но оскорбленный таким отношением Клемент решил открыть мастерскую по ремонту и выпуску велосипедов.
Спустя 4 года под, а еще через 1 год Британия скупила их в количестве 150 штук. В отличие от авторитетных в то время братьев Вернер, чехи сначала создали 1-цилиндровый мотор, а уж потом построили вокруг него мотоцикл. Тогда как братья Вернер банально цепляли двигатель к раме велосипеда. Как писала австрийская пресса «Разница заключается в том, что французы подчёркивали принцип велосипеда, чехи же - принцип автомобиля».
Время шло, и чехи не крутили педали на месте. Спустя 3 года появился трицикл, способный разгоняться до 40 км/ч. Но венцом прогресса и началом эпохи чешского автопрома, конечно же, стал запуск в 1905 году первого автомобиля L&K Voiturette («voiturette» - «маленькая машина», в переводе с французского). Сначала “первенец” был доступен только с 2-цилиндровым мотором, но позднее - с 4- и даже 8-цилиндровыми двигателями. Дабы убедить потенциальных покупателей в надежности своего изобретения Лаурин и Клемент поставили его на классические гонки. И «маленькой машине» удалось одержать победу в классе дорожных автомобилей!
Чехи настолько удачно вели дела и развивали свой бизнес, что в 1907 году решили купить фирму RAF, выпускавшую легковые автомобили и фургоны. Спрос на машины L&K был настолько велик, что компаньонам пришлось всерьез задуматься над расширением и трансформированием фирмы Laurin&Klement в акционерную компанию. Ее официально зарегистрировали 19 июля 1907 года. На протяжении почти двух десятилетий партнеры горя не знали и постоянно совершенствовали свои модели, 35% которых уходили в Россию (Москва, Санкт-Петербург, Ростов) и нынешнюю Украину (Киев).
Но к 1925-му постоянное совершенствование и гонка за комфортом и скоростью привели к серьезному удорожанию продукции, которая стала слишком дорогой для Европы, обедневшей после Первой мировой войны. В итоге, Лаурину и Клементу пришлось задуматься о том, как удержать компанию на плаву. И выходом из сложившейся ситуации партнеры выбрали переход в крупную промышленную компанию «Шкода-Пльзень» (Skoda Plzen). Вот так и появилась компания Skoda...
И если с названием марки мы разобрались еще в первой половине статьи, то с логотипом есть определенные трудности. Каким боком индеец к чешской марке?
Точной информацией не владеет никто (ну, или он еще тщательно скрывает), но легенда компании гласит, что Эмиля Шкоду (Emil Skoda) в его путешествии по Америке сопровождал верный индеец, и что профиль этого индейца висел в кабинете Шкоды. На основе его портрета и было создано рельефное изображение, которое висело в кабинетах ряда руководителей компании. В свою очередь крылатая стрела появилась благодаря локомотивам «Шкоды», на которых публика впервые увидела новую торговую марку. Большой круг символизирует глобальное и безукоризненное производство, земной шар; шестерёнка (или крыло) - технический прогресс, модельный ряд, продажи по всему миру; стрела - современные методы производства, качество продукции; маленький круг (глаз) - точность производства, техническую осведомлённость.
Через 5 лет после слияния теперь уже не L&K, а Skoda выпускала по 25 автомобилей в день, после введения 3-сменного рабочего дня - больше 100! Организация производства с помощью сборочной линии стала такой сенсацией, что Шкода попала в сферу внимания всех газет и журналов.
Настоящим бестселлером тех времен стала модель Skoda 420 Popular. Она действительно оправдала свое название, поскольку стоила 17 800 чешских крон (что было весьма доступно - как 17 800 евро сегодня), весила всего 650 кг и могла ехать 80 км/ч. Как для 1930-х годов - просто верх инженерной мысли. Именно на таких 4-х авто в 1934 году семеро студентов совершили автопробег Прага-Индия-Прага. Проехав около 15 000 км, они вернулись на родину своим ходом и без существенных поломок, тем самым еще больше увеличив спрос на эту машину.
В этот же период времени чехи добились того, к чему так долго шли. Им наконец-то удалось выпустить действительно роскошный представительский автомобиль, на котором не брезговала ездить даже партийная верхушка Чехославакии. Имя ему Superb, что одинаково переводится с английского, немецкого и французского языков - величественный, замечательный, эффектный, благородный. И хотя современный Superb кажется нам большим «сараем», сравните его с «дедушкой Супербом» - почти маршрутка!
И всё бы было хорошо, если бы вскоре не настала Вторая мировая...
Во время войны все мощности Шкоды были направлены на производство военной техники. Но самым страшным событием для благосостояния марки стала бомбардировка англо-американской авиации в 1945-м году. Тогда завод в Млада-Болеславе был уничтожен более чем на 70%. И хотя правительство не видело смысла поднимать завод «с колен», силами сотрудников Шкоды довольно скоро удалось возобновить выпуск предвоенной Skoda Popular. После войны компанию Skoda национализировали, изменив название на Skoda AZNP. Коммунизм… монополия…
От некогда свободного автопроизводителя не осталось и следа. Что партия приказала, то и стране и надо. А на то время ей очень была нужна доступная и надежная машина, каковой стала Skoda 1200 с 1,2-литровым мотором. Ее начали собирать в 1952 году, а со временем расширили модельный ряд с помощью разных типов кузова: фургон, универсал, пикап и автомобиль «скорой помощи». Большинство выпускаемых машин шли на экспорт в страны социалистического лагеря, включая СССР, где Skoda 1200 выполняла роль кареты скорой помощи до 1966-го года.
Позднее появилась на свет модель Skoda Spartak. После многочисленных модернизаций она превратилась в Octavia. Интересно, что на протяжении почти четверти века Шкоды выпускались с мотором в «попе». Лишь в 1988 году он перекочевал в переднюю часть автомобиля, появившись на моделях Favorit и Forman (универсал). Однако, смена декораций не спасла Шкоду. По сравнению с моделями других марок Favorit сложно было назвать действительно фаворитом - уж слишком технологически отсталым он был. А вот денег у чешской марки, наоборот, почти не было. История повторилась… Как и в 1925-м году, Шкоде пришлось искать сильного партнера, способного вернуть чешской марке былую славу.
И вот он спаситель - мощный, именитый, а главное богатый, немецкий концерн Volkswagen. Взяв Шкоду под свое крыло, немцы тотчас приступили к делу и уже в скором времени «созрел» первый плод совместной деятельности - Felicia. В 1992 году презентовали концепт возрожденной Octavia, а спустя 4 года он приобрел статус серийной модели. Она-то в итоге и стала самой продаваемой Шкодой в истории марки - за прошедшие годы продано более 2-х миллионов экземпляров! А вот еще одна модель, сделанная совместно с Фольксвагеном - Fabia, заработала себе славу второго по популярности автомобиля Skoda. Кроме того, была разработана ее спортивно-раллийная версия S2000, призванная убедить клиентов в надежности Фабии. На ее базе со временем сделали популярный в Европе «пирожок» - многофункциональный Roomster. В 2009-м году появился в модельном ряду Skoda и кроссовер - модель Yeti, но его сложно назвать популярным. Причем как у себя на родине, так и за ее пределами, включая Украину, где модель начали выпускать в 2010-м. Другое дело - возрожденный Skoda Superb. Этот автомобиль получился настолько удачным и при этом доступным, что отбил у своего спасителя - Фольксвагена - не одну тысячу потенциальных покупателей. А в 2009-м году представительская Шкода, как и в довоенные времена, снова заняла почетное место в гаражах высших чинов Чехии... причем в исполнении Greenline - экологическая и экономичная модификация, отличающаяся системой Start/Stop (автоматически глушит мотор в пробках и на светофорах), системой рекуперации тормозной энергии и высокопроизводительным дизельным мотором.
Но это только начало… На Женевском мотор-шоу 2010 чешская марка презентовала концепт Skoda Vision D, который послужил примером стилистики, которой придерживается Skoda при создании новых моделей. Согласитесь, весьма неплохо, как для компании, начавшей свою деятельность с велосипедов...
Источник: skoda.infocar.ua
Обсуждение статьи
очень уважаю шкоду. но под крылом немцев она всегда будет чуть хуже фольца. немного обидно. ведь когда-то она была престижнее чем роллс-ройс.
+4ОТВЕТИТЬ